30 ЛЕТ АЛЬБОМУ METALLICA ‘MASTER OF PUPPETS’ Эксклюзивная статья из журнала "Rolling Stone" за март 2016 года 1/2 ЧАСТЬ Музыканты Metallica вспоминают свой третий альбом ‘Master Of Puppets’, которому на этой неделе исполняется 30 лет. Слушая сегодня ‘Master Of Puppets’, я сижу и думаю: «Какого хера? Как вы это делаете?» – рассказывает, смеясь, Ларс Ульрих журналу Rolling Stone, – очень дерзкая музыка». Прошло уже 30 лет с тех пор, как барабанщик и его коллеги по группе выпустили этот потрясающий шедевр, и до сих пор пластинка звучит так же мощно и бесстрашно. ‘Master Of Puppets’ увидел свет 3 марта 1986 года, и по сей день остаётся наивысшим достижением не только для группы, но и для жанра «хэви-метал». Восемь песен о жёсткой манипуляции во всех её формах, но благодаря сочетанию «башкотрясных» риффов и ритма, в альбоме удалось совместить тяжесть и глубокий смысл. Пластинка вышла всего через 5 лет существования группы Metallica, и за те 5 лет они уже успели стать пионерами трэша, выпустив свою дебютную работу 1983 года ‘Kill ‘Em All’, а на следующем альбоме ‘Ride The Lightning’ они добавили в свою музыку замысловатые и изящные мелодии. Но именно в изощрённом заглавном треке ‘Master Of Puppets’, головокружительной и сокрушительной ‘Disposable Heroes’ и тяжёлой ‘The Thing That Should Not Be’ помимо остальных композиций, группе удалось выработать уникальное звучание альбома. След этой пластинки участники Metallica – ребятам тогда было в среднем 23 года – не смогли бы стереть, даже если бы очень постарались. С тех пор редко какой концерт Metallica обходится без атмосферной ‘Welcome Home (Sanitarium)’ и жёсткой мощной ‘Battery’, а заглавный трек – в котором Джеймс откровенно и тонко рассказывает о наркозависимости – стал настоящим событием на любом выступлении Metallica. «Мы пару лет назад гастролировали по Европе, и фэны сами выбирали песни, которые они хотят услышать. В итоге на 20 из 30 концертов, ‘Master Of Puppets’ стала самой востребованной песней, – говорит барабанщик, – обалдеть можно». Альбом также безоговорочно связан с басистом Клиффом Бёртоном, который стал соавтором почти половины песен. Он погиб в ужасной автомобильной катастрофе всего через полгода после выхода альбома. В последнее время в знак уважения к Бёртону музыканты Metallica стали исполнять восьмиминутную инструментальную композицию ‘Orion’ на концертах. Одного этого альбома было бы вполне достаточно, чтобы утвердить место Metallica в пантеоне металла – даже если бы в конце того года они не взяли себя в руки и через две пластинки не выпустили мегапродаваемый «Чёрный Альбом», став одной из величайших групп во вселенной. Наследие ‘Master Of Puppets’ детально изучено и показано в ‘Back To The Front’ – новой книге Мэтта Тейлора – в ней во всех подробностях изучается альбом ‘Master Of Puppets’, а также тур Damage Inc. Всё благодаря ранее не опубликованным фотографиям и интервью с участниками группы и техническим персоналом. В честь столь знаменательной даты (на этой неделе альбому исполняется 30 лет), Ульрих, гитарист Кирк Хэмметт и продюсер Флемминг Расмуссен пообщались с журналом Rolling Stone о том, что значит для них альбом ‘Master Of Puppets’ спустя три десятка лет. «Безумное было время» – вспоминает Ульрих лето 1985 года. Той весной участники группы завершили свой многомесячный тур в поддержку ‘Ride The Lightning’ и вернулись домой в Район Залива Сан-Франциско. Хэмметт отправился на природу и рыбалку, а Хэтфилд с Ларсом колесили по всей стране, преследуя своих кумиров Deep Purple. Вернувшись, наконец, домой в Эль-Серрито, где Ларс снимал домик, они с Джеймсом, сидя в гараже, начали наигрывать новый материал, слушая кассеты с идеями Бёртона и Хэмметта. Потом к ним присоединялись остальные музыканты, и они вчетвером джемовали, записывая репетиции на магнитофон. «Мы были совсем зелёные, всё для нас было в новинку, – говорит барабанщик, – на тех фотках чувствуется искренность. Мы фанатели от музыки. Все стены у нас были увешаны различными плакатами: Iron Maiden, Майкл Шенкер, UFO, Ричи Блэкмор. Музыка была для нас всем. Мы слушали ебаных Deep Purple, AC/DC, Motorhead и остальных. Мы жили и дышали музыкой 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, без всякой задней мысли». Ульрих до сих пор прекрасно помнит лето 85 года, и одно событие выделяется особенно. «Мы сидели и смотрели Live Aid, – говорит он, – часов в 9 утра сидели и записывали этот концерт. Выступали Black Sabbath , а ещё там были Status Quo и Led Zeppelin. Безумное было время». Первой для нового альбома парни из Metallica сочинили ‘Battery’, а потом ‘Disposable Heroes’. На сырой демке (якобы записанной на следующий день после концерта Live Aid) были инструментальные и вокальные версии ‘Battery’, ‘Disposable Heroes’ и комбинация из ‘Welcome Home (Sanitarium)’ и ‘Orion’, которая тогда называлась ‘Only Thing’ , а также инструментальную версию ‘Master Of Puppets’. Единственные две песни, которые были не закончены до того, как группа отправилась в студию, были ‘The Thing That Should Not Be’ и ‘Orion’. Изначально они надеялись, что пластинку будет продюсировать вокалист Rush Гедди Ли, но он не смог, потому что время у него было ограничено. И они снова решили обратиться к Расмуссену, который уже продюсировал их пластинку 1984 года ‘Ride The Lightning’. «Metallica всегда делала очень хорошие тщательно отработанные демки – вспоминает Расмуссен – всегда всё было уже с аранжировками и готово для записи». «Когда тебе 20 с небольшим, ты ощущаешь эту искру спонтанности и мгновенного порыва, – говорит Ульрих, – тем летом мы сочинили ‘Master Of Puppets’, наверное, недель за восемь. Сегодня мне нужно восемь недель, чтобы притащить свою задницу в студию. И ты думаешь: «Что же мы, блядь, такого делали летом 85 года, что смогли записать такую убийственную пластинку от начала и до конца всего за восемь недель?». На ‘Death Magnetic’ у нас ушло не меньше 18 месяцев. На новый альбом у нас ушло где-то месяцев девять. Каким, нахуй, образом можно сочинить пластинку вроде ‘Master Of Puppets’ за восемь недель?». Спустя месяц после благотворительного концерта Live Aid, Metallica отправилась в Англию, где сыграла свой самый масштабный, на тот момент, концерт – фестиваль «Монстры Рока» в Касл-Донингтоне. «Если вы пришли посмотреть на размалёванных пидоров в лосинах и прочую хуету, и услышать слова «рок-н-ролл, детка» в каждой ебаной песне – это, блядь, не та группа, – обратился Хэтфилд к публике, – мы здесь, чтобы за 50 минут как следует надрать вам задницы!». В тот день на стадионе было 80 000 человек, ZZ Top выступили хэдлайнерами. На следующий день парни из Metallica сразу же вернулись в Калифорнию, где отыграли секретный концерт под псевдонимом «Четыре Всадника». Концерт прошёл в легендарном клубе Района Залива Ruthie’s Inn – а 31 августа ребята выступили на фестивале ‘Day On The Green’ в Сан-Франциско. На следующий день они сразу же отправились в Копенгаген в студию Sweet Silence, где вновь встретились с датским продюсером. В следующий раз в Сан-Франциско они сыграют только в канун Нового Года (31.12.85), где впервые исполнят свой новый гимн ‘Master Of Puppets’. «Мы хотели более-менее воссоздать ‘Ride The Lightning’, только сделать его намного лучше, – говорит Расмуссен, – я всегда считал, что каждый раз приходя в студию, ребята из Metallica задавали себе всё новую планку. Они постоянно старались доводить свою технику до совершенства, в противном случае ни о каком прогрессе говорить не приходится». Первые песни, которые Metallica записала для альбома ‘Master Of Puppets’, на альбом так и не попали. Запись началась 3 сентября 1985 года, и если верить заметкам Флемминга, в качестве возможных «би-сайдов» и чтобы немного расслабиться, ребята хотели записать несколько каверов. «Мы записали ‘Green Hell’ Misfits и ‘The Prince’ Diamond Head – говорит он, смотря на свои записи, – ещё собирались записать песню под названием ‘Money’ – не знаю, о какой композиции идёт речь – но вместо неё записали ‘Green Hell’. «По крайней мере, я, записав те два кавера, для себя понял, как я должен сыграть на других песнях. То есть, ещё агрессивнее, чем в студии, – говорил Ларс в 1986 году, – я думаю, мы все стали играть гораздо агрессивнее. Нам теперь в студии работается комфортно». Если говорить о Metallica 1985 года, под ‘Money’, скорее всего, имелась в виду песня панк-команды из Сан-Франциско Fang ‘The Money Will Roll Right In’, которую Хэтфилд исполнил хриплым голосом на концерте в Ruthie’s Inn, а Nirvana в 1992 году исполнила эту песню на знаменитом фестивале в Рединге. Позже Metallica снова запишет остальные две песни, но уже с басистом Джейсоном Ньюстедом – ‘Green Hell’ будет идти в связке с другой песней Misfits ‘Last Caress’ (Garage Days Re-Revisited 1987), а ‘Prince’ окажется на второй стороне сингла 1988 года ‘One’. Записывая остальные песни ‘Master Of Puppets’, группа неустанно трудилась весь декабрь. Работать начинали около 7 часов вечера, а заканчивали часа в 4-6 утра следующего дня. «В отеле, в котором они жили, был бесплатный завтрак, так что они, более-менее, успевали поесть» – вспоминает Расмуссен. Несмотря на то, что к группе тогда приклеился ярлык «Алкоголики», работа в студии проходила продуктивно, и ребята были сосредоточены исключительно на музыке. «Мы с Ларсом выверяли буквально каждую деталь, пытаясь добиться, чтобы все звучало плотно и слаженно, – вспоминает продюсер, – мы хотели, чтобы всё было безупречно. Мы постоянно говорили о том, что в песнях должна чувствоваться атмосфера». Пробыв в студии две недели, 14 сентября группа отыграла концерт на фестивале Metal Hammer в Германии, где они впервые опробовали новый материал, сыграв трэшевую антивоенную пулемётную ‘Disposable Heroes’. «Текст этой песни один из моих любимых, – говорит Ульрих, – Джеймс прекрасно описал, насколько нашему правительству наплевать на солдат, которых они отправляют на верную смерть и жизнь их расписана ещё до их рождения. В музыкальном плане в песне полно «классических» элементов Metallica: быстрые партии, куплеты в среднем темпе, сбвивки и много интересных прогрессивных фишек, разбросанных в хаотичном порядке в середине песни. Очень круто исполнять этот трек сегодня на всяких особенных концертах». Со времён записи ‘Ride The Lightning’ вокал Хэтфилда значительно «вырос», и это было заметно. Несмотря на то, что он спел чистым голосом в так называемой балладе ‘Fade To Black’, фронтмен – тогда ему было 22 года – исполнил самый лёгкий и мелодичный трек ‘Welcome Home (Sanitarium)’ (написанный частично под вдохновением от произведения «Пролетая над Гнездом Кукушки»), с новообретённой уверенностью. «На альбоме ‘Ride The Lightning’ Джеймс больше орал, чем пел, – говорит Расмуссен, – так что прибавил он прилично. Он всё ещё чувствовал себя неуверенно, стоя у микрофона, но на ‘Master Of Puppets’ нам удалось добиться того, чего не получилось на ‘Ride The Lightning’». Ещё музыканты Metallica здорово прибавили в плане написания песен – они стали более замысловатыми и усложнёнными. Как и ‘Disposable Heroes’, «открывашка» альбома ‘Battery’ – как «штурм батареи» - может похвастаться сложной аранжировкой – акустика в стиле Эннио Морриконе, плавно переходила в мощные несущиеся словно локомотив трэшевые риффы – и блюзовым соло. Ещё один безумный сокрушительный скоростной трек ‘Damage Inc’ начинается с нарастающих аккордов, напоминающих священную композицию Иоганна Себастьяна Баха ‘Komm, süßer Tod, komm selge Ruh’, а потом Хэтфилд начинает неистово вопить ‘На хуй всё это и никаких сожалений». В песне ‘The Thing That Should Not Be’ ребята попробовали окунуться в творчество мастера ужасов Г.Ф. Лавкрафта и придали композиции думовую атмосферу Black Sabbath. На весьма прогрессивной, непредсказуемой ‘Leper Messiah’ они разнесли в пух и прах алчных телепроповедников. В песне ‘Master Of Puppets’ Хэтфилд показал, что он думает о наркозависимости. «Я поехал на вечеринку в Сан-Франциско, и там были какие-то ебанутые нарики – они ширялись, и мне стало ужасно противно, – объяснял Джеймс в 1986 году – песня не о каком-то конкретном наркотике, а о том, что люди зависят от наркоты и никак не наоборот». Вступительные гитарные риффы режут вас пополам словно нож, далее следует меланхоличное гитарное соло и искусная смена темпа – этот восьми с половиной минутный эпик стал апофеозом звучания Metallica. «‘Master Of Puppets’ – моя любимая – сказал Клифф в интервью 1985 года, вновь напечатанном в книге К. Дж. Доутона ‘Metallica Unbound’ – пока, на мой взгляд, это лучшая песня Metallica». «На эту песню у нас ушло немало времени, – вспоминает Расмуссен, – в ней много различных партий и мелодий, но она заглавная на альбоме». Продюсер помнит, чтобы сделать звучание более плотным, он попросил ребят настроить гитары немного ниже, чем обычно, чтобы таким образом всё это гармонировало с пластинкой, которая идёт быстрее, и звучало в такт. «Мы её пару раз исполнили и решили оставить тот вариант, на котором лучше всего была передана атмосфера, ведь ребятам нужно было играть эту песню живьём». Поскольку добиться плотного звучания для Metallica тогда было очень важно, они долго и упорно работали над тем, чтобы подобрать для записи правильные музыкальные инструменты. Хэтфилд с Хэмметтом уже знали, какие усилители лучше всего подходят для них в датской студии. Перед записью альбома ‘Ride The Lightning’ у группы украли всё оборудование. Однако Ульрих хотел добиться другого звучания барабанов, особенно, того малого барабана Ludwig Black Beauty. Ларс знал единственного музыканта, барабан которого звучал именно так, как ему было нужно – этим человеком был барабанщик Def Leppard Рик Аллен. Рик всё ещё восстанавливался после автомобильной аварии, в результате которой он лишился левой руки. «И Ларс позвонил их менеджеру и сказал: «Ребята, Рик сейчас все равно не играет. Можете нам прислать его малый барабан?» – вспоминает Расмуссен, – на следующий день барабан был в студии. Его доставили буквально за одну ночь. А в выходной день Ларс пошёл в местный музыкальный магазин и увидел там барабан, который уже лет 10 стоял на полке, а стоил как в 1976 году. Теперь у Ларса таких 20 штук». Аллен, в свою очередь, тем летом вернулся в строй и выступил на фестивале «Монстры Рока». Продолжение следует... Перевод: Станислав «ThRaSheR» Ткачук

Теги других блогов: Metallica хэви-метал Master of Puppets