#Blues_rock
#Мирзятина
Кристофер Энтон Риа (Christopher Anton Rea) родился 4 марта 1951 года на северо-востоке Англии в Кливленде (Cleveland) в местечке Миддлсброу (Middlesbrough) (городок, более известный поклонникам футбола, нежели музыки), в большой семье иммигрантов. Отец Криса Камилло (Camillo) был чистокровным итальянцем, мать Уинифрид (Winifred) – ирландкой с югославскими корнями. Кроме него родители воспитывали ещё шестерых детей: двух братьев – Ник (Nick) и Майк (Mike), и четырёх сестёр – Кэтрин (Catherine), Джералдин (Geraldine), Пола (Paula) и Камилла (Camille). Родители Криса были частными предпринимателями и владели небольшим кафе, торговавшим мороженым.
После окончания школы Крис поступает в журналистский колледж, но на первом же курсе бросает его из-за «горячего» спора с преподавателем. Пришлось пойти по стопам отца, продавца мороженого, и с головой уйти в семейный бизнес. И на этом всё бы закончилось. Его теперешним поклонникам не пришлось бы услышать ни The Road To Hell, ни Auberge, ни The Blue Cafe, если бы не счастливая случайность. Где-то в начале семидесятых годов, у своего друга Крис услышал американского фольк-гитариста Джо Уолша (Joe Walsh) из группы The Eagles, которого Крис Риа и сегодня называет своим учителем. «Друг поставил пластинку – это был Джо Уолш. И вдруг я увидел свет. Я понял – вот оно!» – вспоминает Крис Риа. Этот случай кардинально изменил его жизнь.
Когда Крису исполнилось 19 лет, скопив приличную сумму денег, он покупает высококлассную гитару. «Я купил гитару и моментально излечился от депрессии. При этом я чувствовал себя как ребенок, которому подарили краски и бумагу» – вспоминает Крис Риа. Около двух лет Крис не выпускает гитару из рук, поставив перед собой цель: самостоятельно научиться сносной игре.
В 1973 году Крис был вознагражден за свой труд. Дело в том, что из местной малоизвестной и полупрофессиональной рок–группы Magdalene, игравшей жесткий блюз-рок, ушел в Deep Purple гитарист и лидер команды Дэвид Ковердейл (David Coverdale) и группе срочно потребовалась замена. Кандидатура Криса им подошла, так как он мог не только петь и играть на гитаре, но и писал песни.
В 1974 году Крис Риа становится ведущим вокалистом Magdalene. Закипела профессиональная работа музыканта.
Группа гастролирует и выпускает синглы, но Крису всего этого явно мало. В мае 1974 года одну из своих свежих вещей So Much Love он предложил лейблу Magnet Records, но, к сожалению, песня провинциала осталась незамеченной.
В 1975 году Magdalene сменили название на Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»), Очевидно, название навеяло одноимённое произведение канадца Леонарда Коэна (Leonard Cohen), весьма схожего по стилистике с Крисом Риа. В этом же году Beautiful Losers выиграла национальный конкурс самодеятельных групп и «неудачники» были отмечены авторитетной музыкальной газетой Melody Maker, как «лучшие новички года» («Melody Makers' Best Newcomer of the Year»). Однако настоящий успех к ним так и не пришел. Еще пару лет гитара Криса Риа была слышна в песнях «неудачников», но в 1977 году Крис не выдержал такого положения дел и решил уйти из группы, чтобы начать сольную карьеру.
В ноябре 1977 Крис Риа принимает участие (как и многие другие приглашенные гитаристы) в записи альбома The Hank Marvin Guitar Syndicate, где аккомпанирует гитаристу группы Shadows.
В 1977 году Крис Риа в качестве независимого сольного исполнителя подписывает контракт с фирмой Magnet Records. И уже в апреле 1978 года свет увидел самостоятельный сингл музыканта Fool (if you think it's over) (эту песню он написал для одной из своих сестёр).
Обладатель мягкого бархатного баритона и неплохой техники игры на слайд-гитаре, Крис, естественно, не мог претендовать на роль «молодого бунтаря» и предпочел развивать идеи «классических» гитарных групп 70-х. Казалось, добиться международного успеха музыканту-традиционалисту в эру «новой волны» нелегко, но первый же сингл Криса Риа Fool (if you think it's over), вышедший на лейбле United Artists, стал звучать по радио и легко занял 12-е место в американском хит-параде, и даже был выдвинут на соискание премии «Грэмми», но не получил ее. Позже эту вещь в манере «соул» переработала знаменитая английская певица Элки Брукс. Успех сингла в США побудил фирму Magnet Records переиздать его в Англии, и на этот раз он поднялся до 30 места.
Дебютный долгоиграющий альбом Криса Whatever Happened To Benni Santini? (Что случилось с Бенни Сантини), записанный с помощью Рода Арджента (Rod Argent) и Пита Уингфилда (Pete Wingfield), был выдержан в спокойной, приятной AOR-овой стилистике и напоминал отчасти Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen), отчасти (вокалом)
Барри Уайта (Barry White). Продюсировал пластинку знаменитый Газ Даджон (Gus Dudgeon), в свое время обеспечивавший успех альбомам Элтона Джона (Elton John). Название альбома намекает на принятое однажды решение фирмы Magnet и продюсера Криса Ри «перекрестить» певца в Benny Santini на американский лад, чтобы выйти на американский рынок. Крис заявил тогда, что это звучит слишком по-американски и что Даджин намеренно сглаживает острые углы в его стиле игры.
В пост-панковом музыкальном климате Великобритании этот альбом также не произвел впечатления на критиков. Однако, в целом, альбом продается неплохо, даже становится «золотым» после продажи полумиллиона копий и добирается до 49-го места в списке. Крису Риа предлагают провести гастроли в США, но он вынужден отказаться, чтобы сконцентрироваться на записи нового альбома в Великобритании.
После относительного успеха дебютных работ Криса Риа наступает творческий кризис, затянувшийся на пять лет.
В 1979 году выходит диск Deltics, спродюсированный Даджином. В Великобритании альбом поднимается до 54 номера национального хит-парада, а в США провалился вообще.
Выше 60-го места не поднимается и альбом 1980 года Tennis, не смотря на то, что все песни для него Крис написал сам. Всё это время, не смотря на «напряги» и творческую нестабильность, естественно, не способствующих коммерческому успеху, музыкант продолжает напряжённо работать. Правда, концертную деятельность он предпочитает студийной.
В 1980 году Крис женится на своей давней подруге Джоан Лесли (Joan Lesley) , которая впоследствии родила ему двух дочек Джозефину (Josephine) и Джулию (Julia).
Новый альбом 1982 года Chris Rea вряд ли что–то изменил в его отношениях с публикой, в марте LP Chris Rea достигает в Великобритании № 52. Англичане не спешили покупать его, как и две предыдущие работы, хотя критика была довольно «сносной». В США альбом выходит на лейбле CBS/Columbia, но в хит-парады не попадает. Однако песня Loving you, титульный трек с этого альбома и одноименный сингл – первый за три года, достигает в Великобритании № 65 и в США № 66.
«В 1983 году мне казалось, что я опустился на самое дно своей карьеры» – вспоминает Крис Риа. – «Я был уже готов завязать с музыкой» (и то же готовы были сделать с ним звукозаписывающие компании). Криса спас звонок из Ирландии: ему предложили турне по континенту «начиная от Финляндии и далее вниз по карте» (всего пятнадцать городов) и «раскрутку» следующего альбома Water sign. Переехав в Лондон, Крис начал перестраивать свою карьеру и музыкальную концепцию практически с нуля, работая, по его словам, в режиме «французского семейного отеля». Он обнаружил, что в Европе его задушевный, вылизанный до состояния «попсы» блюз-рок принимают весьма благожелательно: характерный хриплый голос, саунд, что называется, с «песочком» пришелся по нраву Старому Свету. Похоже, старый добрый рок вновь стал популярен в Европе! Крис делает весьма важный для себя вывод: его основная аудитория находится в континентальной Европе.
В октябре 1983 года песня I can hear your heartbeat с альбома Water sign добирается в хит-парадах Англии до 60-го места, но в Ирландии и в других европейских странах становится настоящим хитом. Попадает на 64-е место и сам альбом, хотя даже автор называет Water Sing «набором демо-записей, на которых барабан-то едва слышно…». Таким образом, в Европе его репутация значительно превысила британскую, а в Ирландии и Германии музыкант приобрел статус суперзвезды. Его первыми настоящими поклонниками стали немцы: они, оказывается, всегда были любителями мягких гитарных риффов, блюзовых исполнителей и инструментальных треков, которые всегда присутствовали в программах, которые Крис Риа предлагал слушателю. Турне были уже регулярными и, что самое важное, стали не только окупать себя (что само по себе выглядело просто фантастично), но и приносить прибыль. Так незаметно люди стали слушать песни Криса Риа и дома.
В марте 1984 года песня I don't know what it is but I love it со следующего альбома Криса поднялась в Великобритании до 65-го места. А в мае уже сам LP Wired to the moon вскарабкался там же до № 35.
В мае 1985 года песня Stainsby girls (песня-ностальгия по старой Англии), после мощнейшей радиораскрутки, достигает
в Великобритании 27-ой строки чартов. А в июне LP Shamrock diaries превращается в первый альбом Криса, который попал в Великобритании в первую двадцатку (15-е место хит-парада), и становится золотым как там, так и в Голландии и Бельгии, а в Германии – платиновым.
В мае 1986 года появляется LP On the beach, ставший первым бестселлером Криса Риа в родной Англии (№ 11 в 24-недельном чарте). Диск становится золотым в Австралии, Новой Зеландии и Японии. Даже в СССР фирма Мелодия по лицензии выпустила этот альбом с названием На пляже.
В июле 1987 года Крис Риа выпускает отличный драйвовый сингл Let's dance, который достигает в чартах Великобритании № 12 и становится самым продаваемым синглом Криса Риа и самым большим британским хитом музыканта. В связи с успехом Let's dance рейтинг альбома LP On the beach также поднимается.
Следующей вехой творчества Криса Риа становится самоспродюсированный альбом Dancing With Strangers, вышедший в сентябре 1987 года и включающий песню Let's dance. В течение первой недели продаж диск достигает золотого статуса, как и Крис Риа – статуса звезды у себя на родине в Великобритании. В США сингл Let's dance – первый релиз Криса на лейбле Motown – достигает только 81-го места. В альбоме Dancing With Strangers Крис очень точно передал состояние эйфории, охватившее Запад в связи с якобы глобальными переменами, вызванными «перестройкой» в СССР (композиция Gonna Buy A Hat посвящена М. Горбачеву). Диск достигает 2-го места, уступив первенство только альбому Майкла Джексона Bad. Однако, предполагавшийся хитовым сингл Joys Of Christmas коммерческого успеха не имел, а вариант самостоятельного издания эффектной во всех отношениях композиции Windy Town просто не рассматривался. В это же время Крис Риа предпринимает первый концертный тур по Австралии и затем – новый по Европе.
В августе 1988 года On the beach Summer '88, ремиксованная ускоренная версия старого хита, становится первым синглом Риа, выпущенным компанией WEA. Последняя выкупила Magnet Records у старых владельцев. Хит поднимается до №12 в Великобритании, и WEA переиздает LP On the beach, который на этот раз добирается до UK № 37. В ноябре WEA выпускает сборник лучших вещей Криса Ри LP New light through old windows, который имеет в Европе оглушительный успех – пластинка вошла в UK под № 5. С тех пор Крис Риа всеми способами борется с популярностью, которая, по его мнению, не дает творческой личности нормально работать.
Следующий альбом The Road To Hell (октябрь 1989 года) возглавляет национальный хит-парад и становится трижды платиновым. Альбом с двумя явными хитами №1 в Британии — Road to Hell (посвящение умершей матери) и Looking For The Summer, значил для Криса очень много, ведь песни такого класса мечтал бы иметь в своей дискографии любой приличный музыкант. Одиннадцатый по счету альбом Криса Риа был признан лучшей пластинкой Англии 1989-1990 годов, и вообще был одной из самых знаменитых работ конца 80-х годов, одной из лучших мировых работ. После издания альбома Крис подписывает контракт на 52-дневное турне по Англии и Европе, которое завершает в марте 1990 года.
В январе 1990 года синглом выходит песня Tell me there's a heaven с альбома The Road To Hell и сразу поднимается в чартах Великобритании до № 24.
Выпуская альбомы раз в год–два, Крис явно давал понять всему миру, что отступать от найденного пути не собирается. Личная лирика (многие из своих песен он посвятил дочерям, как, например, известную композицию Josefine) и прокуренный голос Криса Ри стабильно поддерживали интерес к его записям.
Февраль 1991 года был отмечен выходом LP Auberge (название можно перевести как «кабак» или «притон»), который через неделю продаж становится хитом №1 и быстро приобретает платиновый статус. Здесь вообще, что ни песня, то хит. Сингл с тем же названием достигает в британских чартах 16-го места. При этом Winter song, четвертый сингл с альбома Auberge, достигает UK № 27.
В октябре 1991 года Крис Риа подписывает контракт на 50-дневное турне по Великобритании и Европе. И опять начинается бесконечная череда гастрольных поездок. Правда, Крис никогда не проводит в дороге более недели подряд. Он обязательно возвращается домой, хотя бы на день, несмотря на расходы. «Я люблю свой дом, люблю жену, и мне действительно нужно её видеть. По-моему, это вполне естественно. Сейчас многие музыканты заявляют, что хотят, в первую очередь, жить нормальной семейной жизнью. Я не исключение».
Не смотря на популярность альбомов The Road To Hell и Auberge в Великобритании, они были весьма холодно приняты в США (соответственно 107-е и 176-е места).
В октябре 1992 года выходит новый альбом Криса Риа God's great banana skin и быстро становится четвертым номером в чартах Великобритании. Сингл Nothing to fear с этого альбома, достигает UK №16. Видно, что к этому времени слушатели уже насытились песнями Криса.
С января по апрель 1993 года проходит англо-европейский тур Криса Риа.
В этот период выходит сингл Soft top, hard shoulder, и одновременно на экранах появляется фильм с таким же названием, к которому Крис написал весь саундтрек.
В ноябре 1993 года выходит его четырнадцатый альбом Espresso logic и поднимается в Великобритании до №8, что тоже большой успех. Во время посвященной альбому рекламной компании, Крис принимает участие в чемпионате Англии по гонкам на спортивных автомобилях (British Touring Car Championship), который проходит в Донингтоне. В это же время Крис Риа начинает работу над музыкальным фильмом La Passione (Страсть).
В октябре 1994 года, собирая последние крохи былого успеха, музыкант выпускает компиляцию: The Best Of Chris Rea, набор проверенных хитов, плюс дуэт с Элтоном Джоном — If You Were Me. В принципе, работа была довольно тепло встречена публикой и достигает в британском чарте №3.
На февраль-март 1994 года было запланировано небольшое евро-канадо-американское турне, однако выступления в США пришлось отменить, так как Крису сделали очень выгодное предложение со стороны Ford Motor Company написать музыку для коммерческого ролика, рекламирующего новую модель компании — Ford Probe. Песня в виде сингла выпускается в октябре и становится №28 в Великобритании.
После работы над выпуском сборника лучших вещей у Криса возникают проблемы со здоровьем. В 1995 году Крис некоторое время болеет и переносит несколько операций. Вот что говорит сам Крис Риа: «Сначала у меня случилось прободение толстой кишки, которое потребовало хирургического вмешательства, а затем начался постоперационный абцесс, приведший к обширному перитониту». Но все обошлось, и Крис выздоравливает.
После операции Крис Риа концентрируется на музыкальном кинопроекте La Passione – музыкальной фантазии, основанной на его детской мечте стать гонщиком. «Записав столько альбомов, я решил в очередной раз сделать что-нибудь новое». Саундтрек к фильму планируется выпустить в 1996 году, причем его должен будет предварять соответствующий сингл. А пока Крис работает над сценарием и дописывает музыку.
В феврале 1996 года начинается съемка фильма La Passione, а уже в ноябре выходит одноименный альбом. Фильм получился о гоночных автомобилях Феррари и жизни итальянских иммигрантов в 60-е годы. Его демонстрируют на Лондонском кинофестивале. В записи альбома участвовали сам музыкант со своей группой, легендарная певица Ширли Бесси (Shirley Bassey), духовая секция и симфонический оркестр из 58 человек.
В мае 1997 года альбом переиздается, а ф